"Мусорная реформа" в Забайкалье: пока вопросов больше, чем ответов

0 0

Так называемая мусорная реформа застревает в куче мусорных проблем. Очередное заседание комитета по экономической политике и предпринимательству Законодательного собрания Забайкальского края вновь заставило депутатов задуматься о действенности предпринимаемых мер по реализации "мусорной реформы". 69 регионов России перешли на новый порядок обращения с твердыми коммунальными отходами с 1 января 2019 года. С начала 2020-го реформа охватит почти всю страну. Однако, по мнению аналитиков, положения новой реформы вызывают больше вопросов, чем дают ответов. Более того, "мусорная реформа" вызвала протесты не только населения, но и отдельных депутатов и министров. Для Забайкальского края первая попытка вступления в программу оказалась неудачной. Чем закончится вторая попытка? Когда будет утверждена территориальная схема и каким будет тариф на вывоз твердых бытовых отходов? Ответы на эти вопросы пытались найти народные избранники на рабочем заседании. Обсуждение хода реализации в Забайкалье мероприятий по формированию новой системы утилизации твердых коммунальных отходов началось с доклада и.о. министра природных ресурсов края Олега Некрасова.

Олег Некрасов: "После моего прибытия и принятия министерства три раза вносились изменения в предыдущую территориальную схему, и мы наладили работу с "большой тройкой" - это компания, которая занималась разработкой территоиальной схемы. Территориальная схема разработана на срок до 2030 года. Используя электронную модель, мы совместно с проектировщиками рассмотрели три сценария развития перспективной инфраструктуры объектов обращения с отходами, такого сценария, при котором в существующих реалиях размер платы гражданина за услугу по обращению с ТКО будет наиболее приемлем и оптимален. По результатам таких приоритетных показателей, как объем инвестиций и размер тарифа, по трем сценариям можно сделать вывод, что экономически целесообразно развитие перспективной инфраструктуры объектов обращения с отходами на территории нашего края по второму ценарию, а именно: строительство семи объектов размещения ТКО, семи объектов сортировки ТКО и 31-й площадки временного накопления. Перспективный полигон ТКО в городе Петровск-Забайкальский, в поселке Оловянная, в Шилкинском районе, в поселке Новая Чара, в Краснокаменском районе, в Чернышевском районе".

Местоположение седьмого полигона, который должен быть создан в Читинском районе, на данный момент обсуждается. Падь Монгой, которая изначально была выбрана под площадку, не прошла так называемый народный контроль. Общественность опротестовала решение проектировщиков, и вопрос остался открытым. Вот что говорит по этому поводу специалист министерства природных ресурсов Тамара Черепанова.

Тамара Черепанова: "В течение 2020-21 года, до того момента, пока у нас не появится современная инфраструктура по обращению с отходами, мы будем использовать существующие объекты. Для Читинского района и города Читы это будет площадка в Ивановке. Мы сейчас просим всех заинтересованных, всех, у кого есть мысли по этому поводу, максимально быстро решить этот вопрос с земельным участкомМы должны до конца года, до момента подачи региональным оператором тарифной заявки, свой субъектовый перечь объектов размещения отходов до 2023 года, которые будут использоваться, утвердить. Мы сделаем всё, мы этот перечень сделаем, и у регионального оператора появится законное основание использовать эти объекты, включить всю транспортную логистику в свою тарифную заявку. Другого варианта сегодня в существующих реалиях нет. Мы их называем "режимный объект". Аналогов таких объектов современных, которые строятся сейчас на территории России, у нас на территории Забайкальского края нет. Требования природоохранные к таким объектам очень суровые, строительство подобного рода объектов осуществляется только после того, как проектная документация разработана в соответствии со всеми требованиями законодательства, которое содержит большое количество разделов, в т.ч. большие объемы разделов по природоохранным мероприятиям".

Несмотря на то, что у минприроды, казалось бы, сейчас разработан четкий план действий, уполномоченный по правам предпринимателей Виктория Бессонова высказалась во время обсуждения вопроса о непрозрачности "мусорной реформы", несмотря на частые заявления исолняющего обязанности министра природных ресурсов об обратном. По ее словам, участникам заседания так и не были даны ответы на вопросы, каким будет конечный тариф на вывоз мусора, как будет рассчитываться тариф - индивидуально для каждого района или будет единым для всех жителей края, и многие другие. Такого же мнения придерживаются и депутаты. 

Юрий Кон, председатель комитета по экономической политике и предпринимательству Законодательного собрания Забайкальского края: "Мы сегодня в очередной раз поняли, что эта связь власти с населением, она существует, но не в такой форме, которую мы хотели. Вот идея о создании общественного совета при министерстве природных ресурсов, я считаю, что такие советы должны быть созданы во всех этих семи предполагаемых полигонах. И вторая тема - это тарифы. Мы должны поторопить министерство природы, чтобы терииториальная схема была подписана для того, чтобы "Олерон+" начал делать тарифную заявку и РСТ могли эти тарифы подсчитывать".

Кстати, о создании общественного совета первым высказался как раз глава министерства природных ресурсов Олег Некрасов.

Олег Некрасов: "Я принял решение в общественный совет включить представителей всех заинтересованных и представителей общественных движений. Нам будет большая помощь, повторюсь, мы очень прозрачны в этом направлении, идем к народу, а не в обратную сторону".

Тамара Черепанова: "Мы определили, что длительность общественных обсуждений данного проекта устанавливается в течение одного месяца. В соответствии с законодательством мы 15 дней принимаем замечания и предложения от заинтересованных органов, в т.ч. от федеральных органов исполнительной власти, а всем гражданам и заинтересованным общественным организациям, у них появилась возможность узнать об этом благодаря тому, что мы использовали СМИ".

Так и не добились парламентарии ответа на вопрос, каким будет конечный тариф на вывоз мусора. Присутствовавшая на заседании заместитель руководителя Региональной службы по тарифам Марина Попова смогла озвучить только порядок его формирования.

Марина Попова: "До 1 ноября 2019 года "Олерон" должен к нам обратиться за установлением тарифа. Естественно, что "Олерон" должен свою тарифную заявку сформировать с учетом утвержденной территориальной схемы. Пока территоииальная схема не будет утверждена, не будут определены километраж, на который будет перевозиться мусор, мы не сможем сказать конечную стоимость тарифа. Размер платы у нас будет зависеть не только от того тарифа, который мы утвердим, но и от того норматива, который будет действовать. Мы выберем по два наиболее добросовестных района, еще раз актуализируем с ними замеры и на их основе рассчитаем нормативы".

В число добросовестных Читинский район пока не вошел. Вот что говорит его нынешний глава Федор Кургузкин.

Федор Кургузкин: "Мы должны быть готовы к тому, что в сельской местности привыкли платить только за свет. Мы даже предлагали провести людям воду, была такая возможность, но только они узнавали, что за это надо платить, сразу отказывались. Это будет очень серьезная проблема, ведь они привыкли десятилетиями выбрасывать мусор за забор, это вытравить и заставить будет чрезвычайно сложно".

Итак, до 1 ноября "Олерон+" должен обратиться в региональную службу для установления тарифа. Свою тарифную заявку оператор должен сформировать с учётом утверждённой территориальной схемы. 

Гаджи Амаев, руководитель "Олерон+": "Как раз после утверждения территориальной схемы региональным оператором должны быть проведены торги в форме электронного аукциона по определению операторов на транспортировку отходов. Они будут обязаны обеспечить транспортировку на территории своего лота. По итогам определения подрядчика будет сформирована потребность компании самостоятельно оказывать услуги по транспортировке отходов. На сегодняшний день мы имеем в реестре лицензий порядка 30 лицензированных организаций на транспортировку отходов".

Представители общественности, присутствовавшие на заседании, рекомендовали министерству природных ресурсов сделать отдельную вкладку на сайте, в которой бы публиковалась вся информация о "мусорной реформе" в удобном виде, с пошаговым объяснением, возможно, с использованием инфографики. А также проводить встречи по вопросам реформы не только с гражданами, но и с субъектами экономической деятельности. Депутаты, в свою очередь, предложили посетить каждую территорию, на которой планируется создать полигон, а к следующему обсуждению подготовить конкретные цифры и экономически обоснованные расчеты, в частности, по дифференциации тарифов по зонам. 

Сергей Белоногов, депутат Законодательного собрания Забайкальского края: "Пригласил я министра природных ресурсов и руководителя "Олерон+" побывать в поселке Дарасун и на примере нашего поселка Карымского района объяснить людям, чтобы людям было наиболее понятно, что будет с 1 января 2020 года, во-первых, что будет в платежках, за что люди должны платит, будут ли льготы. Мы не знаем, как на самом деле будет с 1 января. Желательно разобраться".

Итог прошедшего заседания "О ходе реализации мероприятий по формированию системы утилизации твердых коммунальных отходов на территории края" таков: по мнению депутатов комитета парламента, на данный момент крайне мало информации, из которой было бы понятно, каким образом движется реформа, какие мероприятия проводятся, когда запланировано их проведение, кем они будут проводиться, будет ли обсуждение их итогов, на какой площадке, как это повлияет на "мусорную реформу"? Каков норматив накопления, будет ли он единым для всех хозсубъектов или будет определяться в зависимости от вида деятельности или территории, или же будет учитываться несколько факторов? Будет ли тариф рассчитываться для каждого района индивидуально или он станет единым для всех жителей края. Вопросов больше, чем ответов. Депутаты предложили специалистам минприроды подготовить к следующему, ноябрьскому, обсуждению конкретные цифры и экономически обоснованные расчеты, в частности, по дифференциации тарифов по зонам. Кроме этого, члены комитета заявили о готовности работать в составе общественного совета при минприроды края и о депутатском контроле за каждым этапом "мусорной реформы".

Читать весь текст

Алексей Аликин, 30 сент 2019, 07:28

Связанные теги: мусорзаксобрание

Просмотреть все новости из этой рубрики: Утренняя студия

Сообщить об ошибке - выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Видео по теме

Радиопередачи по теме

Комментарии

  • Зарегистрированный
  • Анонимный

Прежде чем добавить комментарий, ознакомьтесь с «Правилами
комментирования».

Прежде чем добавить комментарий, ознакомьтесь с «Правилами
комментирования».

Россия 1 Радио России Маяк 103,4 Вести FM

Государственный Интернет-Канал "Россия" © 2001-2019

Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №ФС77-59166 от 22 августа 2014 г.

Учредитель - федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" (ВГТРК).

Главный редактор Главной редакции ГИК "Россия" - Панина Елена Валерьевна.

Редактор ГТРК - Бренер Елена Александровна. Тел. +7 (3022) 31-95-86. Электронная почта: gtrkchita@mail.ru.

Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. При любом использовании текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов ссылка на gtrkchita.ru обязательна. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в интернете гиперссылка на gtrkchita.ru обязательна.

Для детей старше 16 лет.

Система Orphus