Россия 1 Россия 24 Радио Маяк Радио России Вести FM
$: 73.38 р. | €: 86.5 р. | ¥: 10.51 р. |  Вход | Регистрация

Доктор технических наук Константин Карасев - о жизни, науке и былых временах

0 0

Константин Иванович Карасев многим в Забайкалье известен как министр образования, заместитель губернатора по социальным вопросам, проректор, преподаватель. В этом году он отметил свое 70-летие. Константин Иванович продолжает трудиться на поприще педагогики. И сегодня он в гостях у нашей передачи. 

- Я коренной забайкалец. Мой дед переехал в Забайкалье в 1900 году, в период строительства железной дороги. Он был плотником. И уже здесь, на станции Яблоновая, родился я в 1949 году. Поэтому вся моя жизнь была связана с Забайкальем. Единственный период, когда мне приходилось уезжать из края, - это учеба в институте, служба в армии, аспирантура, докторантура.

- Константин Иванович, тяга к такой непростой науке, как химия, когда возникла?

- В 60-е годы прозвучал лозунг: "Советская власть есть электрификация всей страны плюс химизация народного хозяйства". Этот предмет мне давался очень легко. В 1966 году я поступил в Иркутский политехнический институт на химико-технологический факультет. В то время был очень большой набор - порядка 250 человек. Тем не менее, базовой сельской школы подготовки мне хватило знаний для того, чтобы преодолеть все конкурсные испытания и поступить в институт.

- Скажите, а вот тогда, учась в институте, у вас возникла тяга к науке?

- Нет, я был настроен на производство. Хотя я и участвовал в различных исследованиях. Я не считал, что наука - это мое призвание. По окончании института был призван в армию. После армии сложились так обстоятельства, что я пришел работать в вуз, и первое, что мне заявил Кулагин Ю.В. (тогда он занимал должность директора Читинского филиала Иркутского политехнического института): "Пришел работать, будешь заниматься наукой". С его легкой руки, с 1974 года, благодаря многим сотрудникам института, пришлось заниматься наукой, именно в прикладном аспекте - химия в приложении к горной промышленности.

- Скажите, а такое сложный термин, как коллоидная химия, кто определил?

- Коллоидная химия - это химия поверхностных явлений дисперсных систем, которые изучают как раз на молекулярной структуре. Она изучает процессы на уровне нанометров. Все явления, которые происходят на поверхности, которые обеспечивают устойчивость различных систем, они как раз являются производными от этих первичных элементов. В Забайкалье нет химической технологии, нет химических производств, поэтому мне пришлось с подачи А.В. Рашкина заняться применением водорастворимых полимеров в приложении регулированию свойств дисперсных систем горных пород.

- Когда вы защитили докторскую диссертацию?

- Если говорить по времени, то это был 1993 год. В 1989 году я уехал в докторантуру.

- У вас более 100 научных публикаций...

- Сегодня уже порядка 120.

- На какой базе вы свои теоретические изыскания реализовывали на практике? На базе забайкальских горных предприятий с кем сотрудничали?

- Поскольку я работал на горном факультете, надо мной взяли опеку Юрий Дмитриевич Нечаев и Анатолий Васильевич Рашкин. Конечно, они напрямую были связаны со всеми предприятиями, приходилось очень много ездить по командировкам, смотреть, как это реально происходит в жизни. Проводить и производственные испытания. Поэтому в то время мы тесно взаимодействовали с Забайкалзолото. Раньше эти предприятия были открыты для новых идей, для того, чтобы мы испытывали те или иные вещи. Сейчас современные предприятия закупают импортную технологию - там все отлажено от и до. Вроде, науке там делать нечего. Сегодня предприятие не заинтересовано платить за науку. Есть, конечно, гранты, но нет прямого заказчика для этих моментов.

- Наступил 1997 год, и Константину Ивановичу поступило предложение поменять профессию. Как вы на это отреагировали?

- Насколько я помню, предложение прозвучало в январе. Я попросил тайм-аут до 1 марта, поскольку надо было завершить сессию. И весной с очень глубоким сомнением я пришел работать в администрацию. Я не чувствовал себя чиновником даже тогда, когда работал в этой должности.

- Константин Иванович, вот вы приступили к исполнению обязанностей заместителя губернатора, министра образования. Понятно, что эпоха неопределенности, нет нормальной нормативной базы, излишняя самостоятельность, которая в каких-то случаях даже на анархию была похожа. Как вы, как человек, пришедший из высшей школы, доктор наук, понимали, что надо сделать с образованием? Какие задачи вы тогда себе ставили и как пытались их решать?

- Для нас важнейшая задача - сохранить систему общего образования, систему профессионального образования. В то время резко упал интерес к высшей школе. Конкурс  составлял 1 или 2 человека на место. Все посчитали, что пришло светлое будущее, когда можно не учиться, а зарабатывать большие деньги. Это оказалось большой иллюзией, оказалось, что в нынешнее время надо учиться еще гораздо больше и серьезнее, чем учились в советские времена. Поскольку ответственность государства во многом была снята. Поэтому в то время важнейшая задача стояла - сохранить систему, коллектив педагогов, образовательные учреждения, систему МПО, в которой обучались порядка 10 000 учащихся. А эти ребята, как правило, из неблагополучных семей. Если говорить о новациях, которые в то время начали приходить в школы, то начали обсуждаться вопросы о внедрении ЕГЭ. В первую очередь стоял вопрос о компьютеризации школ. В первые два года я практически побывал в каждом районе, в каждой школе, посетил очень много коллективов.

- В высшей школе какие происходили процессы?

- Я работал деканом факультета в конце 80-х годов, когда началась демократизация образовательного процесса. Если до этого было все строго прописано - есть учебный план, есть набор дисциплин, есть объемы часов и промежуточный контроль. Причем открытие специальности - это целая проблема. Это решалось чуть ли не через постановление правительства. Конец 80- х годов как раз были расширены возможности учебных заведений - им дали право самим разрабатывать учебные планы. Что в дальнейшем происходит в высшем образовании? Основой послужил закон об образовании, который был принят Россией, считается одним из лучших законов в мире. Вузам дали большие академические возможности. Стало возможным открывать вуз в любом поселке. Это привело к тому, что если в Советском Союзе насчитывалось порядка 660 вузов, то в конце 90-х годов количество высших учебных заведений только в России превысило 2000. Открывались разные филиалы, разные структуры, псевдоструктуры, которые занимались тем, что расширяли возможности для получения образования. После того как начали проводиться реформы стабилизации государства. Конечно, государство заботилось тем, что качество специалистов совершенно не отвечало тем потребностям. Россия подписала Болонскую конвенцию, то есть ввела двухуровневую систему подготовки бакалавров и магистров, оставив специалитет по узким направлениям. Это привело к сокращению численности педагогического персонала, поскольку нагрузка падает, соответственно, к ней привязана штатная численность персонала. Потом государство начинает понимать, что такое большое количество специалистов не нужны были экономике страны, и начинает вырабатываться институциональные нормы, которые регламентируют, кто же способен заниматься образовательной деятельностью, а кто не способен. За последнее десятилетие количество вузов снизилось до 1000 вузов. Выработаны очень жесткие регламенты.

Читать весь текст

Равиль Гениатулин, 05 июня 2019, 14:04

Связанные теги: наука

Просмотреть все новости из этой рубрики: Исследователи Забайкалья

Сообщить об ошибке - выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Видео по теме

Радиопередачи по теме

Комментарии

  • Зарегистрированный
  • Анонимный

Прежде чем добавить комментарий, ознакомьтесь с «Правилами
комментирования».

Прежде чем добавить комментарий, ознакомьтесь с «Правилами
комментирования».

Россия 1 Радио России Маяк 103,4 Вести FM

Государственный Интернет-Канал "Россия" © 2001-2020

Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №ФС77-59166 от 22 августа 2014 г.

Учредитель - федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" (ВГТРК).

Главный редактор Главной редакции ГИК "Россия" - Панина Елена Валерьевна.

Редактор ГТРК - Бренер Елена Александровна. Тел. +7 (3022) 31-95-86. Электронная почта: gtrkchita@mail.ru.

Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. При любом использовании текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов ссылка на gtrkchita.ru обязательна. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в интернете гиперссылка на gtrkchita.ru обязательна.

Для детей старше 16 лет.

Система Orphus