ГТРК Чита
$: 74.14 р. | €: 89.51 р. | ¥: 11.48 р. |  Вход | Регистрация
$: 74.14 р. | €: 89.51 р. | ¥: 11.48 р. | 

Дальневосточный вектор Забайкалья, 10 апреля 2021

0 0

Сегодня расскажем о развитии угольной промышленности в Забайкалье, о том, как на нее повлияли те инструменты поддержки, которые появились после вхождения региона в Дальневосточный федеральный округ, о задачах, которые предстоит решить и проектах, которые могут отразиться на развитии отрасли в будущем.

Согласно истории в Забайкалье промышленные работы начались на петровских угольных копях Холбонского участка еще в 18 веке. По сути это был первый разрез по добыче угля. Начало активной разработки угольных месторождений относится ко времени строительства Забайкальской железной дороги - отрезка Транссибирской магистрали, протянувшейся через Евразию, соединяя Москву с крупнейшими сибирскими и дальневосточными промышленными городами России. Длина более девяти тысяч километров сделала ее самой протяженной в мире. Доставка угля до портов Дальнего Востока для дальнейшей транспортировки в страны Азиатско-Тихоокеанского региона уже была вопросом времени после завершения строительства Транссиба.

Леонид Ядыкин, экономический эксперт, старший преподаватель Читинского филиала РАНХиГС: "Транссиб сыграл роль не только в становлении угольной промышленности. Это и Черновские копи, Харанорское месторождение угля. Железная дорога стала основоположником освоения вечномерзлотных территорий. Опыта строительства на вечной мерзлоте до прихода Транссиба не было".

Равиль Гениатулин, глава администрации Читинской области 1996-2008 годов, губернатор Забайкальского края 2008-2013 годов: "Железная дорога способствовала не только появлению здесь новой инфраструктуры, формированию рабочего класса, развитию сопутствующих отраслей. В частности угледобывающей отрасли".

Вообще довоенный период - середина 30-х годов и послевоенный период характеризовался бурным развитием добычи и транспортировки угля в нашей стране. Так, в Чите был центр государственного треста "Восттрансуголь". Он был создан в 1933 году, а в следующем году его возглавил Алексей Аллилуев, под руководством которого шла разработка Черновских копей на территории нашего края. Среди заслуг главы треста не только распространение стахановского движения среди забайкальских шахтеров и создание из них профессиональных коллективов, но и строительство новых предприятий, ликвидация на многих шахтах ручного труда за счет механизации. Алексей Аллилуев руководил организацией до июня 1948 года, удостоившись звания героя социалистического труда. В том же году был создан крупный трест "Забайкалуголь", который впоследствии несколько раз менял ведомственную принадлежность и наименования, войдя в 1963 году в подчинение комбината "Востсибуголь", в состав которого включались шахта "Восточная", Арбагарское, Букачачинское шахтоуправления, разрезы Западно-Черновский, Кукульбейский, Тигнинский. В эти годы на шахтах треста внедрялась комплексная механизация подземных работ, повышался удельный вес открытой добычи угля. Это значительно снизило себестоимость, сделало рентабельной работу предприятий. Кукульбейский, Тигнинский, Западно-Черновский, Харанорский разрезы и Татауровское месторождение стали надежной топливной базой для ГРЭС Читы, городов, сел и поселков Читинской области. В 1975 году из 7,6 миллионов тонн добытого открытым способом угля 5 миллионов дал Харанорский угольный разрез.

***

В более позднее время - уже в середине 90-х годов было создано открытое акционерное общество "Читинская угольная компания" - "Читауголь". В нее вошли разрезы Харанорский, Восточный, Тигнинский и шахта Букачача, где добыча производилась закрытым способом, то есть под землей.

Леонид Ядыкин, экономический эксперт, старший преподаватель Читинского филиала РАНХиГС: "До 30% харанорского угля грузилось на Дальний Восток. Около 3 миллионов тонн отгружали. В этой связи есть две вещи: первая - это рабочие места для самих забайкальцев, второе - погрузка. Пик погрузки на железных дорогах пришелся у нас на 88 год - 41 миллион тонн всех грузов. Когда начался трансформационный спад 90-х годов, погрузка рухнула до 13 миллионов тонн".

Бывший глава региона Равиль Гениатулин, непосредственный очевидец происходившего в то время, вспоминает о том, как он в сложный период по указанию руководства из федерального центра давал поручение бывшему руководителю Харанорского угольного разреза, гендиректору ОАО "Читауголь" Юрию Уцыну.

Равиль Гениатулин, глава администрации Читинской области 1996-2008 годов, губернатор Забайкальского края 2008-2013 годов: "С угольной промышленностью нельзя шутить. Мы, в смысле страна, чуть не заморозили весь Дальний Восток. Тогда там разрезы встали, не развивались. Я звоню Юрию Борисовичу. Он мне в ответ: "Я итак по 500 с лишним гружу". Это рекорды почти советского периода. Более того, не выполняю план по ТЭЦ-1, по ТЭЦ-2. Я говорю: "Грузи. Народ замерзает". И мы грузили. 96-й год. Острейшая проблема, связанная с работой наших угледобывающих предприятий. Юрий Борисович - мне: "Ну сколько можно?! Мы грузим и грузим. Никто не рассчитывается даже по бартеру, огромные долги и так далее". И тут умные люди подсказали, что есть указ о том, что можно из активов, которые принадлежат федерации, передавать субъектам. Мы зацепились за это. Они подготовили целый проект указа. Суть его - мы выделяемся из "Востсибугля", офис который в Иркутске располагался, в самостоятельную компанию. Назвали ее "Читинская угольная компания". Проект-черновик готов, мы едем, в Госкомимущество визируется, я записался на встречу к Борису Николаевичу Ельцину. Берет ручку и подписывает указ. Меня подхватывают, ведут в типографию и выдают в цвете. Началась битва. Сразу прилетели иркутяне: "А почему вы это сделали? Зачем? Есть один нюанс - вы по существу обязаны эти 40%, которые есть в указе выставить на аукцион". Был выставлен аукцион, через три года в 2001 году высаживается десант и говорит: "А контрольный пакет у нас - это был МДМ, потом превратившийся в СУЭК. Но три года мы были хозяевами". Так создавалась угольная компания. Дикая приватизация. О приватизации надо отдельно поговорить. Она была глубоко продумана. Даже в нормативных документах мягко говорилось, те же 40% акций выставить даже не на конкурс, а на аукцион. А кто побеждает в аукционах? У кого деньги есть. Так исчезла "Читинская угольная компания". Много могу примеров привести, где насильственным методом это проводилось. Глубоко продуманы были приватизационные нормативные документы".

Однако реформы 90-х годов в целом в угольной промышленности в России впоследствии дали неожиданные результаты, несмотря на проводившуюся со многими злоупотреблениями приватизацию. В 1990 году бюджетные дотации для отрасли составили примерно 3% ВВП. Ее отличительные черты в то время: миллион занятых, крайне низкая производительность труда и падающая добыча. Ко второй половине 90-х многие проблемы были решены в результате реструктуризации отрасли. За этот период 203 убыточных предприятия было закрыто, 100% действующих рентабельных - приватизировано. Начиная с 1999 года, произошло быстрое восстановление и рост упавшей за годы кризиса добычи в наиболее прибыльных бассейнах. В подтверждение можно привести такую статистику: на пике в 1988 году в России добывалось 440 миллионов тонн угля в год, а с 1999 года по 2005 был рост с 255 до 300 миллионов тонн в год после приватизации. Так, с 1997 года Россия впервые стала нетто-экспортером угля. К примеру, РСФСР в советский период потребляла больше, чем продавала. Действовала специальная программа для перепрофилирования шахетров - была острая необходимость их трудоустройства, особенно на фоне задержек зарплаты и забастовок из-за недофинансирования отрасли. Также в 90-е ликвидировались в основном объекты добычи закрытым способом, то есть шахты. Подземная выработка угля часто приводила к авариям и большим издержкам. Предпочтение отдавалось объектам открытой добычи - разрезам.

Равиль Гениатулин, глава администрации Читинской области 1996-2008 годов, губернатор Забайкальского края 2008-2013 годов: "Вообще, я считаю, пока есть открытый способ, надо добывать. Нечего мужиков загонять в шахты с километровой глубины добывать уголь. Одни энергозатраты какие - клеть, поднять-опустить".

Леонид Ядыкин, экономический эксперт, старший преподаватель Читинского филиала РАНХиГС: "Шахта Букачача была закрыта по абсолютно точному соблюдению интересов работников. Кстати говоря, многие, кто уехал в европейскую часть, потому возвращались. В другие производства, но возвращались".

В Забайкалье на месте компании "Читауголь", образованной в 1996 году, впоследствии возникло самое большое угольное предприятие России, главное в крае и одно из крупнейших в мире с международной сетью сбыта - акционерное общество "СУЭК" - "Сибирская угольная энергетическая компания". Однако дальнейшее развитие и рост показателей отрасли остаются актуальными. На это указывалось в стратегии, о которой говорил глава государства.

***

2 марта Владимир Путин провел по видеосвязи совещание на тему угольной промышленности. Президентом было отмечено, что в России пять регионов, в которых общее число населения составляет 11 миллионов человек, занимаются добычей угля. С 2017 года она превышает 400 миллионов тонн в год, больше половины из которых отправляются на экспорт. Для дальнейшего развития отрасли подготовлено несколько стратегических документов, включая специальную целевую программу, рассчитанную до 2035 года. Для нашего края важность работы по этому направлению высока. Некоторые проблемы в отрасли возникают, в том числе, из-за пандемии. Об этом упомянул министр экономического развития Забайкалья Александр Бардалеев, приводя данные по состоянию на январь на оперативном совещании правительства региона.

Александр Бардалеев, и.о. заместителя председателя правительства Забайкальского края, министр экономического развития: "По индексу промпроизводства - 97,2 - чуть больше, чем среднероссийский уровень, но отмечу, что падение есть - тема ковида сказалась в первую очередь по добыче угля. Разрез Тугнуйский снизил объемы добычи. По данной отрасли, более чем на 9% фиксируется падение".

По этой причине наращивание добычи угля, включая такое направление, как экспорт, согласуется с задачами программы развития, о которой говорил президент в начале марта. Увеличение объема поставок скажется и на Забайкальской железной дороге, которой, в свою очередь, предстоит достигнуть определенных показателей.

Александр Скачков, начальник Забайкальской железной дороги - филиала ОАО "РЖД": "Поручение Владимира Владимировича Путина по перевозкам угля. Нас с вами ожидает еще 30% увеличение объемов угля на восточный полигон, в сравнении с 2020 годом. Очень активно проговаривались вопросы по тем направлениям, где будем проводить работу. К этим цифрам мы стремимся. 1 миллион тонн мы не вывезли из Забайкалья - это в основном уголь на экспорт. Мы его тоже должны подхватить. Каким образом на 30% забрать уголь с Кузбасса? Этот вопрос еще отработать должны. Мы видим, что через станцию Забайкальск объем внешнеторговых перевозок значительно вырос".

Для выполнения задачи запланированы на этот год работы по реконструкции станции Укурей, чтобы увеличить ее пропускные способности. На объекте нужно удлинять пути, заменять на них стрелки, провести электрификацию и так далее. Интересно и то, какие перспективы ожидают угольную отрасль края в плане не только роста добычи на действующих направлениях, но и новых проектов, которые после вхождения региона в ДФО станут возможными за счет территории опережающего развития. В этой особой экономической зоне инвестор освобождается на 5 лет от налогов на имущество, землю и прибыль, взамен вкладывает не менее полумиллиона средств в запуск своего предприятия, обязуясь создать определенное число рабочих мест. Из амбициозных проектов выделяется запланированная совместно компанией "Разрезуголь" и дочерней структурой крупнейшей угольной корпорации Китая China Energy разработка Зашуланского месторождения в Красночикойском районе. Добыча там ведется с 2016 года в объеме около 200 тысяч тонн в год, из которых районом потребляется менее 20 тысяч, а остальное отправляется на экспорт. Проект направлен на увеличение поставок. Компания "Разрезуголь" получила для этих целей статус резидента территории опережающего развития, то есть инвестора, которому для реализации идеи предоставлены значительные налоговые льготы. В рамках обязывающего соглашения, заключенного компанией с "Корпорацией развития Дальнего Востока" или КРЗК, проектом предусмотрены увеличение добычи до 5 миллион тонн в год и создание более полутора тысяч рабочих мест. Для этого резиденту ТОР необходимо вложить более 20 миллиардов рублей. Выход на проектную мощность планируется с 2024 по 2027 годы. В настоящее время ведется подготовка проектной документации для начала строительства предприятия, автодороги и железнодорожных коммуникаций для погрузки и отправки угля на экспорт в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Необходимость усиленного развития международных поставок отметил и бывший губернатор Забайкальского края Равиль Гениатулин.

Равиль Гениатулин, глава администрации Читинской области 1996-2008 годов, губернатор Забайкальского края 2008-2013 годов: "Был в Нерюнгри, видел мощнейший комбинат по обогащению угля. Это огромнейшее сооружение. В конечном цикле выходит очень качественная продукция, которая напрямую на экспорт. Задача стоит увеличить экспортную составляющую по всем направлениям. Захват рынков сбыта".

Оценил бывший глава региона и перспективу освоения Зашуланского месторождения, которое запланировано в рамках инвестиционного проекта резидента ТОР "Забайкалье".

Равиль Гениатулин, глава администрации Читинской области 1996-2008 годов, губернатор Забайкальского края 2008-2013 годов: "С Зашуланом будут сложности. Логистика очень сложная. Себестоимость будет высока. Экологические проблемы там серьезные. Была идея - это надо реализовать - углехимия или обогатительные фабрики, чтобы можно было 100% продавать на экспорт, оставляя здесь для себя, для внутренних нужд. Экспортное направление с технологическими решениями, на мой взгляд, самое перспективное".

В Красночикойском районе, по словам его главы, Зашуланское угольное месторождение разрабатывается уже около 20 лет. В ближайшем селе около 5 лет никто не живет. Остальные населенные пункты находятся дальше в 10 километрах от места добычи. Местные жители были против еще большего освоения месторождения, поскольку до этого уголь транспортировался по дорогам общего пользования, усиливая их износ. Именно для этого компания "Разрезуголь" в статусе резидента ТОР разрабатывает проектно-сметную документацию, куда включается помимо остальных объектов инфраструктуры и строительство специального подъездного пути, начиная со следующего года. Его и будут использовать для перевозки угля. Проблемы сохранения экологии района привели к отказу органов власти Забайкалья от разработки Красночикойского месторождения, которое находится в непосредственной близости к районному центру. Было учтено мнение местных жителей, которые высказались против освоения, опасаясь, что это повлекло бы переселение пяти сел. Кроме этого, неизбежно возникли бы и последующие проблемы для окружающей среды, которые обычно сопровождают добычу и перевалку угля, включая шлакообразование. Более бережное отношение к окружающей среде при необходимости развития угольной отрасли могло бы обеспечить такое направление, как углехимия.

Равиль Гениатулин, глава администрации Читинской области 1996-2008 годов, губернатор Забайкальского края 2008-2013 годов: "Если говорить о моем мнении, то надо развивать все виды энергетики, в том числе и угольной. Другой вопрос - лучше бы поработали ученые над тем, как максимально выбросы сократить от угольных станций. Ведь мы даже помните, в школе учили, если пропускаешь газ через определенную жидкость, получается какой-то раствор. Это очень интересно и полезно. Если говорить о Чите, у нас же проблема не в ТЭЦ. У нас проблема малых котельных и выбросах частного сектора. Очень актуальная тема и правильно президент поставил задачи".

И проекты углехимии в Забайкалье действительно обсуждались еще 4 года назад между китайской научно-технической корпорацией Чжункунь Цзюйлинь и правительством края в лице КРЗК. Глубокая переработка угля в продукцию с высокой добавленной стоимостью - это стратегическая задача. Регион богат запасами твердого топлива, но для получения от него большего экономического эффекта необходим хотя бы один крупный обогатительный комплекс. Его создание было включено в июне 2017 года в протокол о намерениях в Харбине на выставке "Экспо-2017". Однако планы в этой сфере были отложены на неопределенный срок во многом в связи с неожиданной для всех пандемией, которая привела к резкому снижению числа международных встреч и длительному закрытию границ между Забайкальем и Китаем. Предполагаемый проект позволил бы внедрить глубокую переработку угля на территории края, создать условия для производства и реализации продукции на внутреннем и мировом рынках, повысить эффективность при комплексном использовании минерально-сырьевой базы. Ну а пока планы в этой важной и перспективной отрасли откладываются, продолжают действовать известные разрезы, которые составляют стержень электроэнергетики края. От угля в Забайкалье зависят и железная дорога, и жилищно-коммунальное хозяйство. На территории края известно 46 угольных месторождений, из них 22 прошли оценку и разведку. Марочный состав угля очень широк, как и его разновидности - от бурых до каменных и коксующихся. Однако, как было отмечено ранее, кроме перспектив глубокой переработки наш край имеет большой потенциал и для развития альтернативной энергетики, учитывая обилие солнечных дней и ветра. Так, в Забайкалье уже чуть более полутора лет действуют две построенные на средства инвесторов в поселке КСК солнечные станции на 15 мегаватт каждая. Они значительно менее вредны для экологии за счет отсутствия выбросов СО2, а также способны служить своего рода стабилизатором энергетической системы региона, в том числе, на случай непредвиденной аварии. Кроме них планируется в Забайкалье строительство дополнительных солнечных электростанций в поселке Зыково недалеко от краевой столицы, но уже на 70 мегаватт. Однако, как мы видим, угольная промышленность региона остается главной, а поэтому перспективы ее дальнейшего развития в сторону более экологичной и экономически эффективной не должны оставаться без нашего внимания.

Дмитрий Балахонов, 

Читать весь текст

10 апр 2021, 11:50

Связанные теги: промышленность

Просмотреть все новости из этой рубрики: Дальневосточный вектор Забайкалья

Сообщить об ошибке - выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Видео по теме

Радиопередачи по теме

Комментарии

  • Зарегистрированный
  • Анонимный

Прежде чем добавить комментарий, ознакомьтесь с «Правилами
комментирования».

Прежде чем добавить комментарий, ознакомьтесь с «Правилами
комментирования».

Россия 1 Радио России Маяк 103,4 Вести FM

Государственный Интернет-Канал "Россия" © 2001-2020

Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №ФС77-59166 от 22 августа 2014 г.

Учредитель - федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" (ВГТРК).

Главный редактор Главной редакции ГИК "Россия" - Панина Елена Валерьевна.

Редактор ГТРК - Акопян Карина Артуровна. Тел. +7 (3022) 31-95-86. Электронная почта: gtrkchita@mail.ru.

Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. При любом использовании текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов ссылка на gtrkchita.ru обязательна. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в интернете гиперссылка на gtrkchita.ru обязательна.

Для детей старше 16 лет.

Система Orphus